Немного об управленческих граблях или почему цифровые проекты часто не взлетают?
Оксана Пикулева, Доктор психологических наук, преподаватель Executive MBA в Высшей школе менеджмента СПбГУ, консультант и тренер для СЕО, www.oxanapikuleva.ru
В любом проекте цифровой трансформации краеугольным камнем являются люди. Люди, которые:
а) управляют этим проектом и
б) которым ставится задача реализовать этот проект на практике.
Предлагаю сегодня поразмышлять о наиболее частых управленческих ошибках, в результате которых проекты становятся тяжелыми и трудноподъемными. А иногда и провальными в целом.
Мое исследование поведения топ-менеджеров в условиях цифровой трансформации компаний, проведенное в 2019 году, отвечало на 2 исследовательских вопроса:
1. Что сотрудники понимают и не понимают в цифровой трансформации?
2. Какие управленческие ошибки чаще всего совершаются при внедрении изменений?
Поиск ответов на эти вопросы был призван пролить свет на парадигму управленческого отчаяния: «Почему эти бестолочи (гады) не хотят работать по-новому?» и «Это что, одному мне только нужно?». Речь идет о сопротивлении сотрудников изменениям (осознанное или неосознанное), которое активизируется в любой организации, случись с ней такая напасть, как цифровая трансформация сверху.
Эти два исследовательских вопроса довольно сильно связаны между собой, потому что, если бы руководители думали о первом вопросе, они бы меньше совершали свои типовые ошибки.
Итак, давайте посмотрим для начала, что сотрудники обычно понимают и не понимают в цифровых технологиях.
Что мы понимаем в цифровых технологиях
- Что есть компании, которые производят IT-технологии, а есть те, которые их потребляют;
- Бизнес строится на данных и решения должны приниматься на аналитике БД;
- Ушла привязка к рабочему месту;
- Размытие рабочего времени и ролей (подчиненный-руководитель).
Что мы не понимаем в цифровых технологиях
- Как они изменяются/ растут/ устаревают;
- Как успеть разобраться с их содержанием;
- На чём нам следует остановиться;
- Как понять уровень их необходимости и достатка;
- Не видно предела роста.
А теперь, рассмотрим еще одно, крайне важное мыслительное поле сотрудников — «люди в цифровой трансформации». Именно оно и определяет подводную часть айсберга в поведении персонала, о которой мало кто из руководителей задумывается.
Что мы понимаем про людей в цифровой трансформации
- Что скорости сейчас просто космические;
- Всем людям не хватит рабочих мест и компании будут наполнять рынок безработицы;
- Растут страхи у людей;
- Растет эмоциональное выгорание;
- Все вышли из зоны комфорта и находятся в стрессе и дискомфорте.
Что мы не понимаем про людей в цифровой
трансформации
- Что такое цифровая трансформация (каждый понимает ее по-своему, нет готового файла в голове, про что она);
- Как правильно делать цифровую трансформацию – где взять образец?
- Как цифровая трансформация повлияет на мой личный рынок труда;
- Не понимаем, как работать со скоростью/ изменениями/ внедрением/ огромными потоками задач и информации/ своим выгоранием.
В части «Что мы не понимаем» обоих исследовательских вопросов можно увидеть наши слепые пятна, те самые отсутствующие файлы нашего опыта, которые в совокупности подпитывают наши страхи и тревоги, оказывают демотивирующее влияние на наше поведение.
И тут-то руководителей и подстерегают те самые грабли, на которые многие из них охотно наступают. Руководители не тратят время на подготовительную работу с людьми и коммуникации, некогда ведь. И основные ошибки руководителей при внедрении цифровой трансформации связаны с так называемыми «кривыми коммуникациями» (именно такое определение часто озвучивалось респондентами).
Вот так ТОП 10 управленческих ошибок выглядит на практике:
- Внезапное объявление. Так, с завтрашнего дня у нас цифровая трансформация (соответствующий приказ вы получите по почте).
- Требование мгновенных результатов. На завтра после объявления – а вы что, ещё не там?
- Не принимается во внимание степень «усталости металла» – как люди себя чувствуют после предыдущих проектов?
- «Плохая память» в ретроспективе – если предыдущие проекты изменений были тяжелыми и неудачными – энтузиазма у людей «0».
- Упускается задача продумать ясную визуализацию «для ЧЕГО» и выбор первых малых «победно-прогностических» проектов, которые могут дать общий взлет по совокупности.
- Проект ради проекта – отсутствие внятной и видимой цели.
- Отсутствие сплоченной и кросс-функциональной команды проекта.
- Постоянная смена установок сверху.
- Нежелание изменять структуру и бизнес-процессы.
- Непонимание самого процесса управления изменениями и того, что происходит с сотрудниками «под водой». Алгоритм Коттера знаете? – Ну да, читали вроде…
В итоге руководитель, пребывая в иллюзии быстрых результатов, часто получает большое «УПС-С»:
- Дефицит прозрачности информации для сотрудников (руководитель не делится), рост страхов внутри;
- Бизнес-процессы не меняются под цифровую трансформацию и технологии просто «прикручиваются» сверху;
- Не меняется организационная структура в «вертикальной» иерархичной компании, и цифровая трансформация становится фантазией Фарятьева;
- «Тихий саботаж моей души» развивается в компании как системный вирус…
Как оценить прогноз успеха внедряемых изменений? Есть ли для этого формула? Эти темы раскрою в следующих публикациях.
Материал подготовлен экспертом специально для Beltel Datanomics.