ТОП 5 ошибок при реализации проектов автоматизации

Анна Племяшова, Руководитель Департамента аналитики больших данных и искусственного интеллекта Beltel Datanomics.
Форум New Retail 2022 традиционно объединил игроков ритейла: от производителей до сервис-провайдеров. Beltel Datanomics выступил в рамках потока «Автоматизация и анализ эффективности бизнес-процессов в ритейле». В ходе дискуссии участников потока удалось выделить топ 5 ошибок при реализации проектов автоматизации, которые стоит принимать во внимание для снижения рисков и лишних затрат.
1. Несогласованность стратегии компании и планов автоматизации
Чтобы сводить эту ошибку к минимуму при инициации проекта по автоматизации целесообразно начинать с формулирования целей проекта и сопоставления полученных целей со стратегией компании. Цели должны быть измеримыми, тогда результат от проекта будет понятен и прозрачен для руководителей и участников.
2. Попытки реализовать автоматизацию без учета уровня зрелости компании
Переиграть свои возможности – понятный соблазн, но вступать в проект автоматизации, досконально не выяснив необходимые требования, например, к ИТ инфраструктуре или наличию данных, а также ограничения проекта – это путь к превышению бюджетов и сроков, а иногда и к провалу проекта, если после покупки продукта выяснится, что к существующим бизнес-процессам компании он не приспособлен.
3. Избыточное следование трендам рынка, а не задачам компании
Модные тренды существуют и на ИТ рынке. Иногда эти тренды случаются не от повсеместного использования какой-то технологии, а от созданного хайпа в медиа. «У Ивана Ивановича есть и работает, проверено годами» – это, конечно, лучше, чем «на форуме все только и говорят о технологии X, почему у нас еще такого нет». Примером последнего может быть технология компьютерного зрения для ритейла.
Но даже если у коллег по отрасли какая-то технология или решение применяется – это не равно тому, что подобный продукт необходим для решения текущих приоритетных задач.
4. Невнимание к обучению персонала и разъяснению целей автоматизации
Люди в проектах цифровой трансформации – это краеугольный камень. И часто именно от персонала зависит успешное внедрение автоматизации. «Руководители не тратят время на подготовительную работу с людьми и коммуникации, некогда ведь. И основные ошибки руководителей при внедрении цифровой трансформации связаны с так называемыми «кривыми коммуникациями», — говорит Оксана Пикулева, доктор психологических наук, консультант и тренер для СЕО. В своей авторской статье для блога Datanomics она делится исследованиями о частых управленческих ошибках, в результате которых проекты становятся тяжелыми и трудноподъемными. А иногда и провальными в целом.
Подробнее: Немного об управленческих граблях или почему цифровые проекты часто не взлетают? (datanomics.ru)
5. Отсутствие ответственного в проекте
Избежать эту ошибку просто – надо назначать ответственного. Главное требование к ответственному за проект – это хорошее знание бизнес-процесса, который планируется автоматизировать, и «заряженность» на успех, также важны коммуникативные навыки.
Успех и качество решения во многом зависит от эффективного взаимодействия как внутри команды разработчиков, так и кросс-функционального объединения и коммуникации между исполнителями и пользователями продукта, поэтому умение артикулировать и проявлять дружелюбие – это необходимые качества, которыми стоит обладать проектной команде.
Дополнительно:
Аналитика на аутсорсинг? Как это работает на примере прогнозирования продаж (datanomics.ru)
Снижение рисков инновационных проектов или как помочь проекту взлететь (datanomics.ru)